Нефть, медицину и образование – народу!

 
 
О партии
Устав
Программа
Как вступить в КПРФ
Позиция
Аналитика
Местные отделения КПРФ
Наши координаты
Республиканский комитет
Список членов Рескома
Список членов бюро Рескома
Список членов КРК
Список кандидатов в члены Рескома
Помощь партии
Призывы и лозунги
Акции протеста
Новости Рескома
Партийные документы
Документы ЦК
Документы Рескома
Съезды КПРФ
Фракция КПРФ в Госсовете УР
Список депутатов
Новости Фракции
Персональные страницы
Маслюков Юрий Дмитриевич
Сапожников Николай Иванович
Бодров Владимир Петрович
Гаджикурбанов Джабраил Магомедович
Кочуров Олег Георгиевич
Красильников Владимир Анатольевич
Рыков Алексей Николаевич
Смердягин Леонид Геннадьевич
Ходырев Валерий Васильевич
Чепкасов Владимир Геннадьевич
Чушъялов Павел Васильевич
Шкарупелов Дмитрий Владимирович
Пресс-служба УРО КПРФ
Проекты
«Новое время Удмуртии»
Подписка на газеты
Архив газеты
Экспорт новостей

Поиск по сайту:
Анонсы
Ленинский Комсомол объявляет конкурс «Молодёжь о стране Октября»

  К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции ЦК ЛКСМ РФ объявляет конкурс «Молодёжь о стране Октября».

Мобильник министра или потенциал республики. что в первую очередь должны знать инвесторы? Печать

27.01.2014

22 января 2014 года фракция КПРФ в Госсовете Удмуртской Республики провела первый в этом году Круглый стол. Депутаты-коммунисты рассмотрели один из ключевых вопросов, напрямую влияющих на социально-экономическое развитие нашего региона – что нужно сделать для того, чтобы Удмуртия стала инвестиционно-привлекательным субъектом России? Тема злободневная, актуальная, она особо обсуждалась в период работы над региональным бюджетом на 2014 год, а потому вполне заслуживала отдельного обстоятельного и всестороннего обсуждения.

Для участия в дискуссии были приглашены министр промышленности и энергетики Олег Радионов и министр экономики Михаил Зайцев. Приглашали депутаты и заместителя председателя Правительства УР Андрея Сивцова, курирующего это направление. Однако все эти высокопоставленные чиновники, их многочисленные заместители оказались столь загружены неотложными делами, что так и не сумели вписать в свои планы встречу с депутатами республиканского парламента, приглашение на которую им направили за полторы недели.

За всех не пришедших государевых людей пришлось «отдуваться», как выразился руководитель фракции КПРФ Владимир Чепкасов, директору АНО «Агентство инвестиционного развития Удмуртской Республики» Андрею Граханцеву. Причем правительственные мужи сообщили ему о необходимости поприсутствовать на Круглом столе буквально за четыре часа до его начала.

Совсем иначе приглашение поработать на заседании восприняли ученые-экономисты ИжГТУ: доцент кафедры финансы и кредит Сергей Ильин, старшие преподаватели этой кафедры Евгений Дудин и Лилия Лабутина, директор Удмуртского филиала Института философии и права УРО РАН ИГСХА Алексей Пономарев и председатель парламентской комиссии по экономической политике, промышленности и инвестициям Валерий Бузилов. Все они проявили искреннюю заинтересованность.

В начале работы Круглого стола Владимир Чепкасов предложил участникам обсуждения ознакомиться с презентационным роликом Республики Татарстан. Семиминутный рекламный фильм, снятый на самом высоком профессиональном уровне, всесторонне представляет Татарстан потенциальным зарубежным инвесторам как один из самых развитых, а потому очень привлекательный для финансовых вложений регион. Может ли Удмуртия так себя позиционировать? Если нет, то что ей мешает сделать это. Об этом и шла речь на Круглом столе.

Первому слово было предоставлено Андрею Граханцеву. Вначале он ознакомил участников обсуждения с докладом, подготовленным специалистами Минэкономики УР. Согласно документу, в 2013 году республика продолжала реализовывать региональную целевую программу «Создание благоприятных условий для привлечения в Удмуртскую Республику», рассчитанную до 2014 года. По данным ведомства, за последнюю пятилетку в экономику региона инвестировано более 260 млрд. рублей. В прошлом году приняты определенные налоговые послабления для инвесторов, вкладывающих средства в развитие социальной инфраструктуры, сети автомобильных дорог, мостов, путепроводов и т.д., являющихся объектами концессионных соглашений. В апреле 2013 года президент УР назначил министра экономики Удмуртии инвестиционным уполномоченным. В его обязанности входит содействовать инвесторам и решать вопросы по реализации инвестпроектов. На сайте Минэкономики УР выложена вся контактная информация, в том числе номер сотового телефона министра Михаила Зайцева. Тут стоит процитировать слова Андрея Граханцева: «Это большой шаг вперед, если посмотреть по открытости аналогичных уполномоченных в других регионах. Всегда доступен для звонка».

В декабре 2013 года Удмуртия утвердила Регламент сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна». Проще говоря, была создана единая «точка входа» для всех инвесторов, куда они могут обратиться со своими предложениями. А далее органы исполнительной власти приступают к сопровождению этих инициатив, вплоть до стадии их реализации.

На утверждении в Правительстве находится весьма значимый для инвесторов информационный ресурс – план развития инфраструктуры республики. Разрабатывается Инвестиционная стратегия на среднесрочную перспективу. В 2013 году для оказания господдержки проектам в области частного-государственного партнерства был создан Инвестиционный Фонд. Его деньги предоставляются на конкурсной основе, в соответствии с утвержденным порядком финансирования и отбора проектов. Формируется Фонд за счет собственных доходов республиканского бюджета с учетом субсидий из федерального Центра.

В мае 2013 года в Удмуртии прошла II Неделя инвестора, в рамках которой состоялись открытый диалог Правительства УР с представителями строительного бизнеса и расширенные консультации со специалистами Фонда поддержки малого предпринимательства, Гарантийного Фонда содействия кредитованию, Республиканского бизнес-инкубатора, Минэкономики УР, Сбербанка, Внешторбанка, Банка Москвы, Уральского Банка реконструкции и развития и т.д. Работали «горячие» телефоны Налоговой службы, Управления Росреестра, Управления Федеральной антимонопольной службы и Отделения Пенсфонда по УР. В рамках Недели прошли 8 семинаров, 4 круглых стола, 3 конференции, 3 презентационные сессии инвестиционных и инновационных проектов.

В декабре 2013 года в республике состоялся 12-ый конкурс инвестпроектов на право получения налоговых льгот. Тринадцать проектов, представленных 9 организациями, были признаны победителями. По расчетам организаторов конкурса, эти проекты привлекут в республику более 20 млрд. рублей, создадут 4 тыс. новых рабочих мест, принесут 2,1 млрд. руб. в виде налогов.

Есть и крупные проекты, которые существенно влияют на экономику региона. К примеру, на «ИжАвто». Предполагается, что производство автомобилей превысит показатели самых удачных советских лет и достигнет цифры в 210 тыс. машин в год. Прирастет и количество рабочих мест – почти на 6 тыс. Второй крупный проект – реконструкция электро-сталеплавильного комплекса ОАО «Ижсталь». В итоге должно быть создано современное металлургическое производство, способное выпускать продукцию мирового уровня. Продолжается техническое перевооружение ЭМЗ «Купол». Новые технологии глубокой переработки древесины внедряют лесопромышленные предприятия, в частности Увадрев-холдинг. Есть крупные проекты в области дорожного и мостостроительства, в агропромышленном комплексе (современный птицеводческий комплекс по производству индюшатины).

Цитируя министерский доклад, Андрей Граханцев сообщил, о множестве проведенных разного рода семинаров, о поездках представительских делегаций республики в ряд европейских стран и о том, что правительство Удмуртии регулярно мониторит инвестиционную привлекательность региона. По данным рейтинговых агентств, инвестклимат республики оценивается как стабильный.

После своего рода благостных ведомственных реляций, докладчик рассказал о том, для чего полгода назад в Удмуртии было создано АНО «Агентство инвестиционного развития Удмуртской Республики», которое он возглавляет. Организация возникла по велению федерального Центра, как узкоспециализированная структура, непосредственно взаимодействующая с инвесторами. Под инвесторами понимаются все возможные институты (банки, фонды и т.д.), которые имеют «свободные» деньги и по роду своей деятельности готовы их вкладывать в прибыльные инвестиционные проекты. У новой организации богатый функционал, но небольшой пока штат – всего 3 человека. Поэтому на сегодня Агентство сосредоточилось на формировании базы финансовых решений и установлении связей с финансовыми структурами. В основном, московскими и санкт-петербургскими.

Новая организация столкнулась с совершенно иной проблемой, нежели предполагалось. Оказалось, что совершенно не трудно найти инвестора, привести его в республику, убедить профинансировать какие-то проекты. Финансовых предложений, притом на различных условиях (от частных займов до прямых инвестиций в капитал), много. Проектов, которые можно было бы предложить инвесторам, нет. Много мер господдержки для инвесторов, но ими никто не пользуется. Налицо серьезный разрыв между крупным состоявшимся бизнесом, который сам, без помощи государства, способен привлекать в себя инвестиции и средним сегментом бизнеса, за счет которого может и должна прирастать экономика Удмуртии. «Какой-то совершенный экономический нигилизм ощущается мною лично, – признался Андрей Граханцев. – Приходят инициаторы проектов. Идеи потрясающие. Но как только начинаешь с ними говорить хотя бы о составлении инвестиционного паспорта (надо же что-то показать инвестору: технико-экономическое обоснование, сумма вложений, сроки окупаемости), люди пропадают начисто. И вот сейчас, вместо того, чтобы работать с инвесторами, мы ищем проекты».

Картина парадоксальная. По отчетам Правительства столько всего делается (и зачастую это на самом деле так), а меры все эти не востребованы. Проектов нет. По мнению Андрея Граханцева необходимо совместными усилиями исполнительной и законодательной властей стимулировать предпринимателей, бизнесменов приходить с проектами, учить их «упаковывать» свои идею в привлекательную для инвесторов «обертку». В качестве иллюстрации, директор Агентства привел два проекта, которые сейчас находятся в работе. Первый – строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Гулливер» (г. Ижевск, Октябрьский район, ул. Нижняя). В этом году под этот проект в Инвестиционном Фонде заложено 16 млн. руб. Но, по словам Андрея Граханцева, инициатор не делает ничего для того, чтобы освоить эти средства: не хочет давать залоги, поручительства, не показывает ни понесенные затраты, ни баланс, ни расчеты прибыльности. По этой причине 5-6 инвесторов уже ушли с объекта.

Похожая ситуация и со вторым проектом – спортивным комплексом в д. Пирогово (ООО «Спортивный комплекс «Заря»). Там планируется возвести крытую ледовую площадку. Цена вопроса – 53 млн. руб. Но проблема та же – нежелание инициаторов привлекательно «упаковывать» проект для подачи инвесторам. Правительство УР готово вложить в строительство 20 млн. руб. при условии, что будут привлечены дополнительные средства. Но под одну только красивую идею никто из потенциальных вкладчиков денег не дает. Предоставляемая документация не отвечает их требованиям, так как сделана, по их выражению, «на коленке» студентом 2 курса экономического факультета. Оплачивать аудит проекта инициаторы категорически не хотят, желая спихнуть это бремя на инвестора.

Доцент кафедры финансы и кредит ИжГТУ Сергей Ильин в своем выступлении развил тему интеграции города и села в плане инвестирования. В целом по республике показатели инвестиций таковы, что Правительство может ими быть удовлетворено. Но только внутри региона, ибо среди субъектов ПФО Удмуртия – предпоследняя. Второй момент – отдача вложений. Даже в промышленности она составляет на 1 рубль максимум 1 руб. 15 коп. А это значит, что не обеспечивается простое воспроизводство. В АПК и вовсе пессимистичные показатели инвестиций. Красноречива статистика по сельхозтехнике. Если в 1990-ом году у аграриев республики в пользовании было более 20 тыс. тракторов и 6 тыс. комбайнов, то сейчас – чуть более 9 тыс. и около 2 тыс. соответственно. По мнению Сергея Ильина, Удмуртия нуждается, прежде всего, в реальных инвестициях в капиталовложения. По своему научно-техническому потенциалу она не должна уступать таким регионам, как Владимирская, Челябинская или Волгоградская области. По мнению ученых, всё дело в эффективности капиталовложений.

Депутат ГС УР Джабраил Гаджикурбанов обратил внимание основного докладчика на то, что банковские кредиты и инвестиции – это всё-таки разные вещи. Банки чаще всего выдают дорогие и «короткие» деньги. В Удмуртии можно по пальцам пересчитать бизнес-структуры, способные кредитоваться на таких условиях. Другое дело – инвесторы и их требования. «Как с ними обстоит дело?», – поинтересовался депутат.

Андрей Граханцев согласился с тем, что основная доля деловых кругов Удмуртии не способна «допрыгнуть» до требований, которые предъявляют банки при выдаче кредитов, тем более долгосрочных. А что касается большинства инвесторов, то у них условия совершенно иные. И метод они используют самый распространенный и самый цивилизованный – метод прямых инвестиций. Это когда средства вкладываются в уставный капитал на этапе реализации проекта. Как только подходит момент окупаемости, инвестор выходит со своею «маржой». Большинство иностранных фондов работают с Россией именно по такой схеме.

Но есть и другие фонды, которые инвестируют на иных условиях. Их интересует просто рентабельность проекта. Частный капитал работает непредсказуемо, в каждой ситуации индивидуально. Но если говорить о сроках, то они спокойно предлагают финансы на срок до 10 лет. Диапазон запрашиваемых процентов – от 7 до 18. Таким образом, требования инвесторов более достижимы, но и им нужно соответствовать.

В ходе обсуждения Джабраил Гаджикурбанов отметил то обстоятельство, что порою сами регионы не заинтересованы в привлечении капитала. Появление новых серьезных бизнес-игроков сразу же усиливает конкурентную борьбу. А это не на руку региональному бизнесу, почивающему на лаврах устоявшейся стабильной доминанты. «Могу это подтвердить, – согласился Андрей Граханцев, – у нас был проект питерского инвестора. Он поинтересовался, не будут ли против такие-то и такие? Те, держащие серьезный рынок в республике, ответили, мол, нежелательно. Инвестор ушел».

Депутаты подметили и уловку регионального кабинета министров, когда за внушительными инвестиционными суммами скрываются отнюдь не столько привлеченные со стороны средства, сколько деньги наших же предприятий, вкладывающих в собственную модернизацию.

Джабраил Гаджикурбанов попросил директора Агентства назвать меры, которые могли бы повысить инвестиционную привлекательность Удмуртии. Свой ответ Андрей Граханцев начал с рассказа о своем кратком диалоге на семинаре в Казани с корифеем в деле привлечения инвестиций Робертом Уайтом. Тот, когда услышал название Удмуртия, переспросил, мол, а что такое Удмуртия? Вас никто не знает. Автомат Калашникова. Автомат знают. А разве он у вас производится? После того, как светилу перечислили все предприятия и производства, которые действуют на территории Удмуртии, тот воскликнул: «И что же вы сидите?!».

Поэтому, по мнению Андрея Граханцева, Удмуртии необходимо как можно мощнее продвигать свой имидж за пределами республики. Он уже вышел с предложением в правительство выделить дополнительные средства, чтобы направить их на организацию и проведение пиар-акций в западно-европейских экономических СМИ. «В этих уважаемых, всеми читаемых печатных изданиях и электронных средствах информации периодически должна проходить какая-то новость про Удмуртию: или презентация, или какая-то реклама, или какой-то ролик... Они должны вертеться в изданиях постоянно, до оскомины. Тогда о нас узнают. Но вы все знаете, каков наш бюджет. А реализация пиар-проекта – это десятки миллионов рублей» – с затухающей интонацией произнес Андрей Граханцев.

Депутат ГС УР Павел Чушъялов попенял директору Агентства на то, что основной массе населения почти ничего не известно о деятельности этой структуры, ибо информация о ней в основном идет либо посредством интернета, либо в узконаправленных печатных СМИ. Показательный пример на эту тему привел Владимир Чепкасов. К нему обратились алнашские молодые предприниматели за помощью в поиске структуры, которая помогала бы им, начинающим, «встать на ноги». Чиновники районной Администрации, по словам обратившихся, ничего не смогли им подсказать или хотя бы перенаправить.

Далее к разговору подключился директор Удмуртского филиала Института философии и права УРО РАН Алексей Пономарев и попросил Андрея Граханцева пояснить, какой тип инвесторов желает привлечь Удмуртия. По словам директора Агентства, если выделять основные направления, то большинство инвесторов предлагают для реализации проекты в сфере ЖКХ, переработки ТБО, строительства спортивных и социальных объектов. И есть группа отечественных инвесторов, которые готовы браться за всё, лишь бы это было рентабельно. И еще одна особенность – фонды с участием иностранного капитала предпочитают работать в рамках частного-государственного партнерства. Кстати, касающийся его новый федеральный закон, который готовится к выходу, по мнению региональных экономистов, будет хуже того, что сейчас действует в республике.

Зашел разговор и о том, что сами министерства и ведомства не шибко горят желанием поднимать из недр своих сфер инвестиционные проекты, становиться их инициаторами. По убеждению Минэкономики, создающего структуру и условия для такой работы, профильные министерства должны генерировать проекты. И сейчас Агентство начинает привлекать министров для участия в инвестиционных презентациях. Буквально в эти дни в Удмуртии работают московские представительства иностранных организаций, которые предлагают свои услуги по инвестированию в проекты ЖКХ, соцстроительства, реконструкции и модернизации «Водоканала». А в начале февраля в республику прибудут представители Внешэкономбанка, заинтересованные во вложениях в оборонную промышленность Удмуртии. Предлагаются «длинные» и дешевые деньги (на срок от 10 лет и под 7-8%). Есть намерение практику привлечения руководителей ведомств к таким мероприятиям сделать постоянной.

Павел Чушъялов обратил внимание Андрей Граханцева на то, что не стоит пренебрегать и инициативой с мест. Агентство, по мнению депутата, может и не дождаться встречного движения со стороны министерств. Поэтому так важно услышать идеи, идущие «снизу».

Свое видение ситуации высказал и председатель парламентской комиссии по экономической политике, промышленности и инвестициям. Вначале Валерий Бузилов, знающий сферу предпринимательства не понаслышке, вступился за инициатора строительства СОК «Гулливер», указав на то, что первым, кто не исполнил свои обязательства перед этим предпринимателем-энтузиастом, оказалось государство. Оно, в лице руководства Удмуртии, подписало с ним договор о частном-государственном партнерстве, согласно которому пообещало ему 16 млн. руб. Он под эти договоренности выполнил за свой счет определенный объем работ, а денег обещанных так и не дождался. И не факт, что дождется в этом году. У предпринимателя шок. Да, он строит по наитию, не умеет красиво представить проект инвесторам. Но строит. Из-за срыва условий соглашения с государством «летят» сроки сдачи объекта. Теперь уже на год, как минимум.

Ко всему прочему, по мнению Валерия Бузилова, в Удмуртии до сих пор не выработан механизм заинтересованности муниципальных властей в том, чтобы на их территории активно развивался малый и средний бизнес. Да и откуда взяться интересу? Как только территория начинает самостоятельно зарабатывать, ей сразу же пропорционально «срезаются» дотации. Резонный вопрос: зачем прилагать усилия, если в итоге все равно отберут?

Валерий Бузилов рассказал о том, что при работе над региональным бюджетом на 2014 год, главное внимание его комиссия уделила не столько расходным статьям, сколько доходным. Потратить не сложно, главное – как заработать. А заработать сейчас позволяет только производство. В первоначальном варианте бюджета господдержка предусматривалась только по двум трем отраслям. Министр промышленности и энергетики обратился за помощью к депутатам парламента только тогда, когда сумму на эти цели снизили до 4% от необходимой! И это притом, что включена под финансирование только треть имеющихся инвестпроектов. А почему такая доля? Потому что надо брать ответственность за результат. Надо за каждый бюджетный рубль поддержки принести в казну обещанные 11 рублей отдачи. А если что-то пойдет не так? Тогда за инициативу придется нести ответственность. Вот и планируется осторожно, по минимуму.

Не блещет гибкостью Фонд поддержки малого предпринимательства. За пять лет сумма максимальной его помощи не изменилась – 1 млн. рублей. Но что означали эти деньги 5 лет назад и что означают сейчас? Есть разница. И никак этот барьер не удается пробить. А тем временем идеи могут быть перекуплены. Существуют структуры, которые живут на их купле-продаже. Не осваивает Удмуртия – освоят другие регионы.

Понятное дело, что все эти нюансы и всё, о чем говорили участники круглого стола и формирует инвестиционный облик Удмуртии. К сожалению, пока он еще очень далек от привлекательности, несмотря на наличие солидного потенциала. Отношение к теме финансовых вливаний в регион проявилось и в неявке приглашенных на круглый стол министров и заместителя председателя правительства УР.

Подводя итог круглому столу, все его участники сошлись на том, что уже в этом году Удмуртии необходимо так пересмотреть межбюджетные отношения, чтобы они не отбивали у муниципалитетов желание наращивать собственные доходы. Руководству республики необходимо строго и неукоснительно исполнять договоренности по частному-государственному партнерству, ибо потерять доверие можно за один миг, а на его восстановление придется потратить годы. Депутаты согласились и с тем, что республике крайне необходима агрессивная, массированная и высокопрофессиональная пиар-кампания в зарубежных экономических СМИ. Следовательно, в региональном бюджете на это должны быть запланированы достаточные средства.

Кстати, как оказалось, презентационный ролик об Удмуртской Республике тоже существует. Но по сравнению с татарским он выглядит очень блекло, вяло и скучно. Выражаясь языком телевизионщиков, смотреть его «не вкусно». Может быть, поэтому он и запрятан в недрах сайта регионального Минэкономики, в отличие от номера сотового телефона министра?

Пресс-служба фракции КПРФ в Госсовете УР

Добавить в закладки
 

 

 
Официальный сайт КПРФ
Баннер
Красная Линия
Баннер
Свободная Пресса
Наши новости
В городе Глазове Удмуртской Республики прошел митинг против строительства полигона твердых коммунальных отходов

19 марта в городе Глазове Удмуртской Республики прошел митинг против строительства полигона твердых коммунальных отходов возле Сянинского источника подземных вод

 
Состоялась LXIV Конференция УРО КПРФ

В городе Ижевске состоялась 64-я отчетная Конференция Удмуртского республиканского отделения КПРФ.

 
В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ СОСТОЯЛСЯ МИТИНГ ПРОТЕСТА

12 марта 2017 года в городе Ижевске прошел митинг жителей города Ижевска по проблемам ЖКХ.

 
ЗАЯВЛЕНИЕ ФРАКЦИИ КПРФ МОЖГИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Заявление фракции КПРФ Можгинской городской Думы в связи с  появлением двойных квитанций на оплату коммунальных услуг.

 
Владимир Чепкасов: ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТИИ – РЖАВАЯ БАРЖА, ИДУЩАЯ КО ДНУ

Что творится в Удмуртской Республике? Сегодня всё больше жителей Удмуртии задаются этим вопросом.

 
Анекдоты от Зюганова

Столкнулись Лиса с Зайцем.

— Ты куда, косой? — спрашивает.

— Спасайся, рыжая. Медведь напился и приказ издал: у всех пятую лапу отрубать, чтобы не мешала.

— Так у нас всего же по четыре.

— Да он поручил это дело Ослу. Тот сначала рубит, а потом считает.

Наши ссылки

Все ссылки

Наш баннер
Размести наш баннер
на своем сайте

HTML-код баннера 
Погода в Удмуртии
www.izhevskinfo.ru