
18 октября 2016 года депутатская фракция «КПРФ» под руководством Владимира Чепкасова на расширенном заседания рассмотрела ряд вопросов, касающихся социально-экономического развития Удмуртии. В первую очередь – проекта республиканского бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
Этот законопроект поступил в республиканский парламент 14 октября. Президиум Госсовета принял его к рассмотрению17 октября. Проект главного финансового документа был направлен в постоянные комиссии, депутатские фракции и депутатское объединение Госсовета, прокуратуру УР, Управление Минюста РФ по УР, Государственный контрольный комитет республики, Правовое управление Аппарата ГС УР и в представительные органы муниципальных районов и городских округов для рассмотрения.
Открывая заседание, Владимир Чепкасов отметил, что проект закона о региональном бюджете также будет обсуждаться на депутатских и впервые на публичных слушаниях. Он отметил, что КПРФ первой из депутатских фракций рассматривает проект главного финансового документа республики. Однако перед тем как перейти непосредственно к самому проекту бюджета, парламентарии получили информацию о предварительных итогах социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2016 год.
Их представила заместитель министра экономики УР Мара Шатова. По данным экономического ведомства, в республике отмечается умеренный рост промышленного производства на 4,4% к уровню прошлого года. Прибавили отрасли добычи полезных ископаемых, обрабатывающая, а вот сфера производства и распределения электроэнергии, газа и воды серьезно недотягивает до уровня прошлого года. Не в плюсе пока и металлургия. Оборонка превысила показатели 2015 года на 37%. Положительная динамика – в сельском хозяйстве. Удмуртия полностью обеспечивает себя молоком, мясом, яйцом, картофелем, и почти полностью – овощами.
Экономическое ведомство заявляет и о стабилизации в строительной отрасли, так как объемы выполненных работ практически соответствуют прошлогодним. По темпам роста ввода жилья республика вышла на 1 место в Приволжском ФО. На конец августа на территории Удмуртии строится 106 многоквартирных домов общей площадью 1,1 млн. кв. м. Срок ввода в эксплуатацию – 2016-2018 годы.
В декабре этого года планируется сдать новую школу в Ижевске (мкр-н «Столичный»), на следующий год – две (пер. Прасовский и мкр-он А-10) и две на селе (пос. Кез и с. Алнаши).
Однако все имеющиеся плюсы пока никак не сказываются на благосостоянии жителей Удмуртии. По признанию замминистра экономики, реальные доходы граждан за 7 месяцев 2016 года снизились почти на 8%. Население живет по сберегательному принципу и это видно по снижению оборота розничной торговли, в первую очередь – в непродовольственном секторе. Инфляция с начала года составила 11,3%. Средняя заработная плата в республике, по данным Минэкономики, равняется 25 748 руб.
Стоит отметить что 70% расходов бюджета – это расходы социального характера. Почти каждый третий житель Удмуртии является получателем социальных выплат, пособий и компенсаций.
Что касается Прогноза социально-экономического развития региона на ближайшие три года, то он сформирован в условиях отсутствия официально опубликованного российского аналогичного документа. А это означает, что республиканский прогноз подвержен перманентной корректировке. Относительно реальных доходов граждан, то этот документ обещает их небольшой рост только в 2018 году. В строительстве прогнозируется положительная динамика уже с 2017 года в пределах 2-2,5%. А вот прибыльность прибыльных организаций наоборот снизится по причине уменьшения доходности нефтедобывающих компаний.
Владимир Чепкасов отметил что заявления Минэкономики о некой стабилизации в отрасли слабо соотносятся с показателями наполняемости бюджета. Казалось бы, Правительство предпринимает меры по снижению госдолга, а он продолжает расти. Собираемость налогов напротив идет по нисходящей. По мнению руководителя фракции, тех средств, что запланированы в бюджете явно не хватает для достижения целей, прописанных в Прогнозе.

Прокомментировать ситуацию взялся министр финансов УР Станислав Евдокимов. Действительно, нефтяная отрасль показав скачок прибыльности в этом году, на будущий финансовый период такой доходности не планирует. Вероятно снижение и по налогу на имущество. Так как нет федерального прогноза по акцизам, то республика вынуждена закладывать прежние показатели.
Далее глава Минфина перешел к разговору об основных принципах формирования и параметрах регионального бюджета 2017 года. Доходы республики, по его словам, на будущий год запланированы в сумме 57 млрд 83 млн рублей. Основную часть, 49 млрд 440 млн рублей, составляют налоговые и неналоговые доходы: 42% из них – налог на прибыль организаций, 29% – налог на доходы физических лиц. Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, по словам министра, пока остается на уровне 2016 года и окончательно будет известен ко второму чтению документа после рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете. Ожидается, что проект бюджета России будет внесен в Госдуму РФ 28 октября.
Расходная часть бюджета, по сообщению Станислава Евдокимова, формировалась на принципах безусловного исполнения социальных обязательств перед населением республики. 98% расходов составляют 28 государственных программ, которые представляют три важнейших направления: социальный блок, экономический блок и исполнение отдельных государственных функций.
Социальный блок составляет 64% расходов бюджета. Наиболее значимые расходы предусмотрены в сферах образования, здравоохранения, социальной политики. Расходы на развитие экономики республики составляют 18% всех расходов бюджета и направлены, прежде всего, на такие отрасли как дорожное и жилищное строительство, сельское хозяйство. Отдельные государственные функции предусматривают межбюджетные трансферты и управление государственным долгом. Всего расходы бюджета Удмуртии в 2017 году прогнозируются в сумме 58 млрд 876 млн рублей (на 11 млрд. руб. меньше, чем в 2016 году). Дефицит бюджета при этом составит 1 млрд 793 млн рублей.
Депутаты выразили опасения, что выполнение условий соглашения между Правительством Удмуртии и Минфином России ограничивает возможности распоряжения бюджетными средствами республики, от чего в первую очередь страдают отрасли, направленные на развитие региона. Министр финансов ответил, что Соглашение, прежде всего, помогло республике получить уже более 14 млрд рублей почти бесплатных бюджетных кредитов (0,1% годовых), за счет чего ежегодная экономия средств в региональном бюджете составляет около 2 млрд рублей.
Депутат Алексей Рыков поинтересовался ходом исполнения «майских указов» Президента России. Министр финансов заверил, что в части заработной платы они исполняются неукоснительно.
Владимир Чепкасов поднял тему заложенных средств на выполнение Адресной инвестиционной программы региона. Они, по его словам, крайне малы. Станислав Евдокимов согласился с тем, что одна из проблем будущего бюджета. Искать пути её решения будут «всем миром»: учитывая мнение парламентариев, депутатских комиссий и итоги грядущего заседания двух президиумов – Правительства и Госсовета УР. Очень много зависит от объемов дотаций и субсидий из федерального бюджета. А данных этих на сегодня нет.
Депутат Леонид Смердягин обратил внимание главы финансового ведомства на необходимость более эффективной работы с контролирующими органами, которые штрафуют организации и предприятия так, что создается впечатление, будто они выполняют некий план по наложению взысканий. Такая ситуация никак не сочетается с лозунгом поддержки малого и среднего бизнеса. Станислав Евдокимов не стал оспаривать некую «плановость» в деятельности фискалов, но отметил, что, как правило, это федеральные структуры. Региональная власть с ними контактирует, но с некоторыми понимания достичь удается редко, как например, с антимонопольным ведомством.
Завершая рассмотрение бюджетных вопросов, Владимир Чепкасов предложил вернуться к повторному рассмотрению проекта главного финансового документа 5 ноября на заседании фракции после «нулевого» чтения бюджета в парламенте и внесения отраслевых поправок постоянными комиссиями.
Пресс-служба фракции КПРФ |