Нефть, медицину и образование – народу!

 
 
Ю.Д. Маслюков о ситуации в машиностроительном комплексе страны Печать

Экономика страны в настоящий момент испытывает ряд серьезных трудностей, которые влияют на ее эффективность, формируют низкий уровень конкурентоспособности отечественного производства. Одна из них – состояние машиностроения. Несколько цифр. Сегодня весь машиностроительный комплекс создает около 3 процентов валового внутреннего продукта. Доля машиностроения в выпуске промышленной продукции около 20 процентов (для сравнения: в Китае – 40 процентов, в США – 46 процентов, в ФРГ – 54 процента). Доля машиностроительной продукции в экспорте России составляет чуть более 5 процентов, а на мировых рынках высоких технологий 0,2-0,3 процента. 

Износ основных фондов достигает по ряду направлений от 50 до 74 процентов. При этом срок службы эксплуатируемого оборудования более 20 лет при максимально эффективной норме эксплуатации 9 лет. Новое оборудование в основном, импортное. Более или менее нормальный уровень технологий держится в ракетно-космической отрасли, авиастроении и других высокотехнологичных отраслях. В некоторых отраслях, особенно в станкостроении и в электронной промышленности произошел серьезнейший обвал. Обострились кадровые проблемы. Средний возраст работающих на многих машиностроительных предприятиях превышает 50 лет.

В 2009 году российское машиностроение оказалось в числе наиболее пострадавших секторов промышленности. С начала года производство машин и оборудования по сравнению с соответствующим периодом 2008 года сократилось на 27,6 процента. Так, падение производства легковых автомобилей за 5 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 61,5 процента. Больше всего пострадал сегмент производства грузовых автомобилей, его падение составило 73 процента. Падение производства автобусов достигло 65,4 процента. 

На ситуацию в машиностроении в равной степени повлияли два основных фактора, которые действуют в российской экономике в этом году, - это снижение объема инвестиций и снижение потребительского спроса. Запасы готовой продукции у многих предприятий остаются большими, что не позволяет им наращивать выпуск. Спрос на продукцию инвестиционного характера и на технику, предназначенную для потребительского рынка, сохраняется на очень низком уровне. Несмотря на частичную девальвацию рубля и резкое сокращение импорта, фактор импортозамещения пока не оказал должного положительного влияния на рынок машиностроительной продукции. 

Таким образом, стартовые условия для развития машиностроительного комплекса очень непростые. Тем не менее, мы считаем, что, несмотря на кризис, Россия располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего развития машиностроения. Вместе с тем для задействования в этих целях имеющегося потенциала необходимо формирование эффективной структурной политики в машиностроительной промышленности и смежных с ней высокотехнологичных отраслях, которая соответствовала бы современным условиям и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований.

Пока же в России до сих пор нет базового закона о промышленной политике. А такой закон крайне необходим. Промышленная политика — это формирование целей и принципов развития ключевой отрасли экономики, это определение роли государства в этом развитии. Этот закон призван четко сформулировать все это, ясно обозначить приоритеты развития промышленности, обозначить место машиностроения в инновационном развитии экономики страны.

Депутатами подготовлены и внесены на рассмотрение Государственной Думы два законопроекта по промышленной политике, идет подготовка их к первому чтению. В пакете с рамочным законом о промышленной политике готовятся изменения и дополнения в одиннадцать действующих законов, в том числе в Налоговый, Бюджетный и Земельный кодексы, в федеральные законы "О финансовой аренде (лизинге)", "О защите конкуренции", "О таможенном тарифе", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

  Необходимо также принять ряд федеральных законодательных актов, стимулирующих процесс обновления основных фондов. В частности, предоставление предприятиям возможности устанавливать нормы ускоренной амортизации на вновь вводимое оборудование. Мерой стимулирующего характера могло бы стать освобождение от уплаты налога на имущество с активной части приобретаемых основных фондов в течение двух-трех первых лет их эксплуатации. В налоговом законодательстве многих стран применяются нормы возврата предприятиям налога на прибыль, уплачиваемого в текущем периоде в части средств, направленных на техническое перевооружение. Наконец, действующая ставка НДС не стимулирует машиностроительные предприятия, стоящие в конце технологического цикла, к обновлению фондов и применению новых технологий, так как автоматически приводит к росту налоговых начислений. Назрела необходимость расширить перечень и упростить порядок импорта высокотехнологичного оборудования, не имеющего аналогов в России, на которое отсутствуют или установлены минимальные ставки ввозных таможенных пошлин.  

Нужен федеральный закон, уточняющий порядок выдачи государственных гарантий по кредитам, а также федеральный закон, регламентирующий процедуры закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров. 

Государственной Думе в ближайшее время предстоит принять целый ряд законов, направленных на поддержку отдельных отраслей машиностроения, имеющих значительный мультипликативный эффект на развитие смежных отраслей, а также ключевых для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны.

Так, для развития российской автомобильной промышленности необходимо в срочном порядке разработать и принять законы, стимулирующие техническое перевооружение автозаводов и заводов автокомпонентной базы. В первую очередь, федеральный закон, направленный на содействие размещению облигаций автомобилестроительных предприятий для целей финансирования инвестиционных проектов, с учетом предоставления государственных гарантий, а также возможности рефинансирования таких ценных бумаг Банком России.

Предстоит ускорить работу над законопроектами, регламентирующими ввоз, регистрацию и выпуск в обращение на территории России автомобильной техники, бывшей в эксплуатации, в части ее соответствия требованиям безопасности и природно-климатическим условиям Российской Федерации. Законодательно закрепить меры по предотвращению поступления на российский рынок контрафактных и фальсифицированных запчастей. Внести изменения в действующее законодательство, направленные на стимулирование обновления парка автомобильной техники, развитие индустрии по утилизации автомобилей и их частей. 

Большая работа предстоит по доработке законодательства о госкорпорациях. Первый шаг в этом направлении сделан – внесены изменения в Федеральный закон «О государственной корпорации «Ростехнологии» и другие федеральные законы, определяющие особенности передачи имущественного взноса Российской Федерации госкорпорации.

Глубоко убежден, что осуществить инновационный прорыв в отраслях машиностроительного комплекса можно только на основе объединения усилий государства, науки и бизнеса. Общими усилиями нам предстоит сформировать законодательную базу, позволяющую создать в стране конкурентоспособный машиностроительный комплекс. 

В числе главных задач, которые предстоит решить в ближайшие годы, на первое место я бы поставил задачу создания собственной технологической базы инноваций. Научные организации и предприятия должны быть нацелены на разработку и выпуск специального технологического оборудования для производства новых чистых и особо чистых материалов, электронных компонентов и приборов в радиоэлектронной промышленности, высокотехнологичного металлообрабатывающего оборудования в других отраслях машиностроения.

Жизненно необходима переориентация машиностроения на интенсивный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость решения комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах. При этом, если учесть высокие темпы перевооружения развитых экономик мира, фактор времени приобретает решающее значение.
 

Пресс-служба УРО КПРФ

 
www.izhevskinfo.ru