Нефть, медицину и образование – народу!

 
 
Председатель Правительства М.В. Мишустин в Госдуме ответил на вопросы депутатов КПРФ
22.07.2020 00:00

22 июля последнее заседание весенней сессии в Госдуме началось с отчета Правительства Российской Федерации. После доклада Председатель Правительства М.В. Мишустин ответил на вопросы депутатов Госдумы, в том числе на вопросы депутатов КПРФ.

 

Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Владимирович, спасибо за доклад.

Когда будет выпущена программа государственная об эффективном возврате в севооборот земель сельскохозяйственного назначения и развитии мелиоративного комплекса? Эту программу мы обсуждали в этом зале, и все руководители фракций поддержали наши с министерством доклады, программа нужна как воздух. И мы хотели бы, чтобы не потеряли, уже эту осень по ее реализации...

Как будет выполняться постановление 7901 Государственной Думы, связанное со второй государственной программой развития сельских территорий, финансирование которой урезано в разы? Есть два постановления Думы, в том числе от 12 марта 2020 года, которые рекомендуют правительству решить эту задачу. Спасибо за ипотеку, которые вы добавляете сейчас на реализацию - 2 миллиарда, у нас портфель - 200 миллиардов, его решение требует, конечно, 9-ти... (Микрофон отключён.)

Мишустин М. В.:

- Спасибо за вопрос.

Начну с сельских территорий. Да, я сказал в своём выступлении, что это, наверное, одна из самых популярных программ. 37 миллионов у нас людей живёт на сельских территориях, и это примерно четверть вообще всех проживающих, всех жителей нашей страны. И на сегодняшний день самое главное - это создать условия для сельских территорий, а условия - это газ, вода, ФАПы, культурные центры и комфортное жильё. Поэтому, без сомнения, эта программа, она в сфере нашего внимания, и на неё предусмотрены соответствующие средства. Я вам скажу, что в этом году 35 миллиардов рублей, 2021-й - 35 и 40 миллиардов (это то, что заложено в бюджете), соответственно, 2022 год.

По поводу ипотеки под 3 процента, сельские ипотеки, вы абсолютно правы, очень популярная мера, а, кстати, те, кто имеет страховку, 2,7 процента получают эту ипотеку, будем расширять. Сегодня вот я сказал о 2 миллиардах, но то, что вы сказали, правда, у нас огромное количество стоит в очереди, это очень популярная мера. И я думаю, что примерно заявок у нас сейчас на 182 миллиарда рублей, правильно вы абсолютно назвали цифру - под 200 миллиардов, но в данный момент мы будем смотреть, исходить из возможностей бюджета. Надеюсь, на поддержку этой программы в следующем году.

По землям сельхозназначения, тоже я сегодня сказал, очень серьёзное уделяем этому внимание. Вопрос, конечно, финансирования. Огромные средства, вчера как раз мы с вице-премьером Абрамченко говорили об этом. Я думаю, что мы ещё дополнительно вам, я думаю, подготовим варианты, каким образом можно реализовать эту программу, ещё раз её обсудим с коллегами.

Спасибо.

Афонин Ю. В., фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Владимирович, мощная советская электронная промышленность гарантировала нашей стране серьезное развитие по электронной компонентной базе и безопасность как в оборонной, так и космических сферах, ну и, конечно, развивалось активно народное хозяйство. Советский Союз по этому направлению занимал одну из ведущих позиций в мире, контролируя примерно 26 процентов мирового рынка.

К сожалению, в 90-е годы электроника была разгромлена, многие крупные предприятия распроданы за копейки, и мы сейчас во многом зависимы от импортной компонентной базы. Так, зависимость в условиях западных санкций ощущается в важнейших отраслях и тормозит развитие, например, той же космической отрасли.

Председателем ЦК КПРФ Геннадием Андреевичем Зюгановым в ваш адрес была подготовлена закрытая записка, в которой дана характеристика состояния дела этой отрасли, ну и предложены конкретные меры по выходу из сложившейся ситуации.

Вот хотелось бы задать вопрос... (Микрофон отключён.)

Мишустин М. В.:

- Спасибо.

 Да, и записка, которую подготовил Геннадий Андреевич, она нами была внимательно изучена. Мы провели целый ряд совещаний, пригласили директоров тех заводов, организаций, которые так или иначе ещё сегодня занимаются дизайном электроники и производством, и хочу сказать, что мы очень серьезно проработали вопросы Стратегии развития электронной промышленности. Мы приняли эту стратегию, это было в ближайшие три месяца после начала моей работы, Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года.

Вы абсолютно правы, к сожалению, лет 25 назад мы начали терять все наши, к сожалению, возможности по производству больших интегральных микросхем. На сегодняшний день в экспорте мировом мы занимаем 1 процент и обеспечиваем себя изделиями, которые созданы в Российской Федерации, микроэлектроники только на 41 процент даже для своих нужд.

Ситуация сложная. Почему? В мире, вы знаете, всего две компании, которые производят весь набор станков для микроэлектроники полного цикла: японская и американская. В мире есть фабрики, отдельно специализирующиеся на тех или иных видах микроэлектроники, и нам нужно, в хорошем смысле слова, серьезно догонять. Что сделано?

Первое. Кроме того, что мы приняли стратегические документы, мы предусмотрели инвестиции в ближайшие два года, инфраструктурные инвестиции в размере 142 миллиардов рублей, а общие инвестиции до 2024 года, связанные с микроэлектроникой отрасли, составят примерно 266 миллиардов рублей.

Задачи, которые мы поставили, это в 2,5 раза увеличить к 2030 году объемы выпуска электроники, в 2,7 раз увеличить надо экспорт. Там сложно все, компании не спят, Тайвань, разные, так сказать, другие страны очень серьезно в этом продвинулись.

Но хочу вам сказать обнадеживающие вещи. Интеллектуальный потенциал наших разработчиков остался на высочайшем уровне, так называемые, дизайн-центры, которые занимаются непосредственной разработкой чипов в микроэлектронике, у нас в России сохранились и сохранились команды, которые делают до 7 микрон, это очень важно. Именно на это были направлены соответствующие изменения в налоговом маневре, чтобы и компании, кто будет заниматься дизайном чипов, получили эти льготы и не убегали на Запад и не работали на наших, ну, скажем так, конкурентов.

Поэтому в этом смысле, спасибо за вопрос. Я надеюсь, что мы в соответствии со стратегией, которую мы утвердили, добьемся того, что не менее 59 процентов, эта цифра оттуда, российской продукции на внутреннем рынке будет, значит, потребляться нами. И самое важное, создадим условия, условия спроса для продукции микроэлектроники для наших отраслей. Эти условия, они есть везде, для трубопроводов, для умных домов, это соответствующие сим-карты в телефоны, это соответствующие кредитные карточки, везде есть чипы, которые мы можем и способны производить.

Буду просить вас, уважаемые депутаты, поддержать создание требований, в том числе и к крупным государственным организациям, естественным монополиям, ко всем, кто, так или иначе, сталкивается с работой тех самых элементов микроэлектроники. Непростая задача будет, но мы ее, я надеюсь, с вашей помощью потихоньку будем решать. Спасибо.

Новиков Д. Г., фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Владимирович, ещё в 2014 году по инициативе фракции КПРФ принят закон о стратегическом планировании. Прежний состав правительства исполнение закона не обеспечил. Считаем, что ситуацию нужно выправлять. Без планирования конкурентоспособность в современных условиях не обеспечить. Вопросы развития, конечно, решают и наши соседи, те, чья экономика формировалась в рамках единого советского экономического пространства. Особое внимание поэтому важно уделить развитию ЕврАзЭС, Союзного Государства России и Беларуси. Каков ваш взгляд на развитие ЕврАзЭС?

Среди инструментов влияния, а, значит, и развития мягкой силы, о ней так много сказано за последние годы. Только что обновлено руководство Россотрудничества. Наш коллега Примаков его возглавил. Но вопрос финансирования остро стоит. Заработная плата в Россотрудничестве меньше, чем в МИДе. Предлагаем решить задачу и повышения зарплат, и увеличения средств на деятельность этой организации. Каковы... (Микрофон отключен.)

Мишустин М. В.:

- Закон о стратегическом планировании, ЕврАзЭС, Беларусь и Россотрудничество, сразу в одном.

Первое. Удивитесь, закон о стратегическом планировании читал, 172-й закон, и скажу, откуда. Его мне дал один из членов Коммунистической партии, кстати, программист, со словами: "Посмотрите, как можно планировать". Ничего нового там нет для тех, кто занимается стратегическим планированием. Замечательный документ. И хочу сказать, что без стратегического планирования, без определения целей, стратегии, ключевых задач невозможно ни что.

Вот мы часто обсуждаем, и с председателем, кстати, вот Счётной палаты недавно обсуждали, как важно использовать стратегическое планирование, декомпозировать соответствующие цели, по которым мы живем и работаем, в госпрограммы и соответствующие национальные проекты. Декомпозиция - это в том числе и искусство, и технология. И поэтому в этом смысле я абсолютно поддерживаю нормы этого закона, который прочитал где-то полгода назад, находясь на отдыхе.

Теперь по поводу вашего вопроса по ЕврАзЭС и про Белоруссию. Буквально недавно оттуда вернулся, как раз с Евразийского межправсовета, заседание председателей правительств было наших стран. Ну, абсолютно очевидно, что это наши братья, соседи, и мы стратегически с этими странами взаимодействуем, живем, общаемся. Для нас очень важно, чтобы точно абсолютно определенные цели развития Союза были... исполнялись. Это четыре свободы: это свобода движения товаров, свобода передвижения услуг, свобода движения капитала и рабочей силы. Вот эти четыре столпа, на которых мы базируемся. Все наши внутренние споры, вопросы защиты своих рынков об этом.

Я скажу, что было главным в заседании вот этого нашего межправсовета. Три с половиной часа мы обсуждали барьеры и границы, связанные с перемещением продукции промышленной, в том числе глубокой переработки, из страны в страну. Что хотят, в том числе наши коллеги? Добавленную стоимость оставлять у себя. Если товар не произведен в стране, соответственно, ЕврАзЭС, ну, понятно, что к нему не должны применяться те льготы. У нас нет с вами границ, мы не платим НДС, пошлину. А если он ввезен в какую-то страну, то желание оставить там прибыль от добавленной стоимости у всех большое. С этим весь мир борется. И мы за прозрачные механизмы.

Огромную работу здесь делает Министерство промышленности и торговли наше. Денис Валентинович Мантуров там был, докладывал.

Мы приняли, вы знаете, два важных постановления правительства, кроме 790-го, которое было, 616-е и 617-е, которые на сегодняшний день защищают наш рынок от проникновения продукции промышленного производства, которая не содержится в соответствующем реестре.

А ещё мы вместо наших коллег из Исполнительного комитета ЕврАзЭС ведём реестр товаров, произведённых, промышленных, в ЕврАзЭС. И вот тут есть проблема. Мы его не от хорошей жизни ведём. Мы коллегам говорим: пожалуйста, возьмите эту функцию, и мы абсолютно будем в соответствии с правилами, которые будут приняты, сертифицировать свою продукцию. Но там много требований к российским поставщикам.

Сейчас 616-е и 617-е постановление - это как раз ограничение применения возможности товаров промышленных для закупок государственных и муниципальных нужд, вот что. Но это точно также распространяются требования на российских производителей, которые должны производить локализацию, производить товары соответствующих товаров, которые произведены на территории ЕврАзЭС, вот об этом разговор, потому что вы же все понимаете, что заработать хотят все.

И в этом плане, поверьте, мы абсолютно точно понимаем, что мы хотим. Мы очень прозрачно общаемся с коллегами, предлагаем им и систему маркировки, и современные технологические системы, которые наведут порядок в перемещении товаров и услуг через наши границы по правилам, которые мы определили с коллегами по ЕврАзЭС.

Ну и, наконец, если говорить про Белоруссию, был целый ряд встреч. Я глубоко верю в потенциал Союзного договора, считаю, что работа, которая проведена была, связанная с интеграцией и с разработкой "дорожных карт" по всем направлениям взаимодействия с Белоруссией, была сделана отлично. Там буквально немного осталось вещей, которые надо обсудить. И верю в то, что если мы совместно по этим "картам" создадим единое пространство, в частности, и примем, так сказать, с изъятиями, возможно, единый налоговый кодекс, когда мы сможем унифицировать наши ставки и подходы, то мы сможем разговаривать, в том числе, о механизме ценообразования на энергоносители уже, как, в принципе, и предлагают наши белорусские партнёры. Поэтому внимательно будем смотреть дальше, предложения мы свои сказали, обозначили нашу позицию, и надеюсь, что мы также будем двигаться с нашими коллегами в будущее. А цели у нас по тому, что в ЕврАзЭс сказано, одинаковые. Спасибо.

Смолин О. Н., фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Владимирович, мой вопрос о социальной политике из серии "три в одном".

Первое. По официальной статистике зарплата педагогов в стране давно достигла показателей указа президента от мая 2012 года, однако по данным Общероссийского народного фронта в 75 регионах из 85-ти указ не исполнен, причём средний учитель работает более чем на полторы ставки, а каждый седьмой - более чем на две, и продолжается, несмотря на поручение президента, бюрократизация образования, увеличивается отчётность, на 80 процентов это не связано с работой Минпросвещения или Минобрнауки.

Просьба поручить профильным министерствам совместно с Минфином и профсоюзами принять меры по исполнению президентского указа, причём при работе педагога за одну ставку и по дебюрократизации образования.

Второе. Эксперты утверждают, что заявленные президентом доплаты врачам получает примерно каждый шестой. Просьба вернуться к этому вопросу с участием профсоюзов и депутатов профильного комитета.

И третье. Просьба вернуться к вопросу об индексации пенсий работающим, в особенности... (Микрофон отключён.)

Мишустин М. В.:

- Да. Значит, коллеги, первое. Зарплата наёмных работников или доход от трудовой деятельности на сегодняшний день - основа исчисления, по которому мы видим среднюю зарплату, именно так.

У меня по данным, я как раз, мы, готовясь к Государственной Думе, мы посмотрели, какова она. 40,1 тысяч рублей это средняя заработная плата учителей, которые на сегодняшний день по мониторингу выше на 0,3 процента именно показателя среднего дохода от трудовой деятельности по стране.

Конечно, регион региону рознь. И в первую очередь хочу тогда уже пользуясь случаем, сказать громадное спасибо нашим учителям, которые вот несмотря, как я уже сказал, на пандемию и так далее, продолжают свою деятельность.

Но на сегодняшний день, если вы знаете о таких случаях, я прошу об этом нам сообщать, потому что мы мониторим указ. Ещё раз, средняя, как средняя по больнице, да вот говорят, средняя зарплата, а ещё раз - это зарплата наёмных работников, именно этот показатель для майского указа применяется, она чуть выше учителя в стране, чем по стране. Но, пожалуйста, прошу вас предоставить тогда эту информацию в правительство.

То, что касается экспертов, которые говорят о том, что доплату один шестой получает. Эти эксперты не базируют свои знания на фактах и на том, что есть на самом деле. Поверьте, что мы мониторим внимательнейшим образом доплаты врачам. Неправда это. В этом я абсолютно уверен. "Нет" не говорю, но говорю, что это неправда.

И если есть такая информация, пожалуйста, дайте нам её. Я просто покажу на данных, как это всё устроено, потому что у нас информационный ресурс, которым пользуются наши доктора и руководители медицинских организаций, он предполагает заявительный принцип тех особенно, кто общается с больными по коронавирусу и автоматическая оплата там врачам 80 тысяч и так далее.

Просьба конкретику дать. Я прошу на моё имя, в буквальном смысле слова. Мы очень внимательно этот кейс разобрали. Спасибо.

Харитонов Н. М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ:

- Уважаемый Михаил Владимирович, вы согласны, что для достижения обозначенных вчера национальных целей необходима новая экономическая программа и денежно-кредитная политика Центробанка?

Вопрос, почему в советское время народ ехал на Дальний Восток и Север жить и работать, а сегодня покидают более 20 тысяч человек в год? Как вы считаете, какой чувствительный своевременный сигнал надо подать жителям Дальнего Востока, чтобы они оставались и не уезжали?

Недавно произошла экологическая катастрофа на Севере. "Норильский никель" возмещает ущерб. Не лучше ли эти средства без всяких проволочек сразу направить на решение проблем Севера и Арктики.

Михаил Владимирович, когда и как Правительство Российской Федерации планирует изменить, чтобы каждый гражданин нашей страны, независимо от того, где он проживает, Чукотка, Крым, Москва, Сибирь или Кубань, имел достойную работу и комфортные условия, и на работу и с работы шел с песней, как вернуть это духовное состояние?

Мишустин М. В.:

- Молодняк возьмем под личный контроль. На работу будем... (Аплодисменты.) На работу будем ходить с песнями, вот. И я многому учусь, но, коллеги. Спасибо.

Значит, первое по Дальнему Востоку. Слушайте, но мы очень стараемся. Юрий Петрович Трутнев, я не знаю, исколесил весь Дальний Восток. Я не знаю, где он был в Арктике, он мне точки не показал, но абсолютно точно те инициативы и программы, которые, в том числе были поставлены перед нами президентом, они исполняются.

Посмотрите, как популярная программа "Дальневосточный гектар", у нас уже ей воспользовалось около 83 тысяч человек, то есть это примерно, значит, 58, по-моему, тысяч гектар было роздано. Ипотека соответствующая дальневосточная 2 процента, 450 инвестпроектов в Территориях опережающего развития, Свободный порт Владивосток.

У нас достаточно много происходит хорошего на Дальнем Востоке и указ президента сегодня о мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока до 2024 года и далее, он определил очень серьезные базовые цели, то есть мы должны фактически к 2024 году выйти на среднероссийский, а потом превышать среднероссийский уровень жизни.

Это непростая история, она целый комплекс мер применяет, но поверьте, эта программа в нашем, если хотите, значит, фаворитном списке того, чем занимается правительство, и мы будем продолжать серьёзно ею заниматься. Я имею в виду Национальную программу развития Дальнего Востока.

Ну по ущербу. Вы знаете, сумма, которую на сегодняшний день компетентные органы предъявили, 147 миллиардов. Сейчас пока разбираются в судах. Но если мы будем в этом смысле не учитывать бюджетную всё-таки обеспеченность регионов, ну так сложно будет, тогда, вы знаете, возникнет нехорошее желание, значит, в бюджет заработать денег путём возмещения ущерба, это тяжёлая ситуация.

Но без сомнения, основные средства, я считаю, при формировании бюджета, при формировании соответствующих бюджетов и лимитов бюджетных обязательств должны быть направлены на соответствующую экологическую ситуацию именно там, где случилась беда, или в регионы, которые рядом. Здесь я абсолютно вас поддерживаю. Спасибо.

 
www.izhevskinfo.ru