Нефть, медицину и образование – народу!

 
 
Юрий Афонин: На фоне падения доходов бюджета либералы из Минфина ставят рекорды цинизма
07.10.2020 00:00

Минфин России предложил правительству внести поправки в Налоговый кодекс, согласно которым российский бизнесмен, контролирующий ЛЮБОЕ количество компаний за рубежом, может ограничиться уплатой в российский бюджет налога всего в 5 млн. рублей, что меньше цены хрущевки на московской окраине. «Прорывную» инициативу силуановского ведомства комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый зампред Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Ю.В. Афонин.

 
Афонин Юрий Вячеславович
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы

В российском законодательстве есть понятие «Контролируемая иностранная компания» (КИК). Это иностранная компания, которая целиком или частично принадлежит налоговым резидентам России. Именно о таких компаниях идет речь в указанном законопроекте. Согласно предложениям Минфина, сколько бы иностранных компаний или долей в них ни принадлежало российскому бизнесмену, ему достаточно заплатить в российский бюджет фиксированный взнос в 5 млн. рублей, после чего он может считаться совершенно законопослушным российским гражданином. Пусть даже этих иностранных компаний у него будут десятки или сотни, а их общий оборот составит сотни миллионов или миллиарды долларов. Еще одна очень существенная норма законопроекта: при уплате этого налогового взноса российский бизнесмен НЕ ОБЯЗАН декларировать, сколько дохода он получил от своих иностранных компаний.

Наверно, кто-то скажет: а что тут плохого? Речь же об иностранных компаниях. Да, они принадлежат российским гражданам, но находятся-то они за рубежом. И платят там какие-то налоги согласно тамошнему законодательству. В России эти компании вроде бы вообще ничего платить не обязаны. А тут, действуя в рамках нового закона, российский бизнесмен может проявить добрую волю и отдать в российский бюджет хоть что-то.

Но тут возникает одна «небольшая» деталь, о которой, конечно, не говорят авторы законопроекта. А именно: этим как бы «иностранным» компаниям, зарегистрированным российскими бизнесменами за рубежом, на самом деле принадлежит большая часть лакомых кусков российской экономики!

Структура собственности большинства крупных российских предприятий – это многослойная «матрешка». Сплошь и рядом пакеты акций этих предприятий принадлежат компаниям с англоязычным названием, зарегистрированным в какой-то далекой стране со льготным налоговым режимом. Списки юрлиц-собственников российских предприятий могут служить отличным учебником по экзотической географии. Ведь в них можно найти компании из десятков далеких теплых стран и островов. Тут тебе и Кипр, и Гибралтар, и Виргинские острова, и острова Кайман, и Панама, и Доминика, и Сейшелы, и Бермуды, и Антигуа и Барбуда. Если продолжить изучение такой «матрешки», черпая информацию из иностранных реестров юридических лиц, то с большой долей вероятности обнаружится что зарубежная компания – собственник российского предприятия принадлежит еще какой-то иностранной компании, а та, в свою очередь, – третьей бизнес-структуре. Но, если удастся в итоге докопаться до информации, каким физическим лицам принадлежат эти иностранные компании, то выяснится, что это ловкие российские предприниматели.

То есть компании формально иностранные, но они не только принадлежат российским бизнесменам, но и владеют в России нефтяными вышками, угольными разрезами, обогатительными фабриками и металлургическими и химическими заводами. Да чем только не владеют! Почти всем, что генерирует крупную прибыль.

Конечно, россияне, осознающие эту проблему, справедливо возмущаются. Сложилось положение, при котором доходы от собственности, созданной трудом нескольких поколений наших предков, уходят за рубеж, почти или полностью ускользая от налогообложения. Вынужденная реагировать на это возмущение, власть уже давно говорит о необходимости «деофшоризации» российской экономики. Но либералы финансово-экономического блока российского правительства проводят эту «деофшоризацию» таким образом, что в выигрыше оказываются только офшорные бизнесмены. Законопроект о смехотворном для офшорных дельцов пятимиллионном налоге подается на сайте Минфина именно как часть «деофшоризации»!

Сайт Минфина приводит слова рекламирующего этот законопроект Силуанова о том, что эта схема станет «абонементом для владельцев КИК по очень выгодной цене». Не сомневаюсь, Антон Германович! Для владельцев КИК, конечно. А вот для российского бюджета? Для российских граждан?

Согласно правительственному проекту бюджета на 2021-2023 годы, российский бюджет в ближайшие три года будет дефицитным. Предусматривается значительное сокращение социальных статей. Режутся расходы на все: на больницы, на школы, на дороги. Проводить на этом фоне такую «деофшоризацию» – это просто верх цинизма. Это увековечивание права крупного российского бизнеса уклоняться от уплаты налогов в гигантских размерах. Лично мне это напоминает анекдотическое предложение не бороться со взяточничеством, а обложить его небольшим, необременительным для взяткополучателей налогом.

России остро необходима настоящая деофшоризация, которую предлагает КПРФ. Это принятие системы законов, которые полностью исключат возможность для российских бизнесменов оформлять свою собственность на российские же предприятия через прокладки в виде зарегистрированных за рубежом компаний. Если этого не сделать, российский бюджет всегда будет полупустым. Конечно, мы знаем, что нынешнее большинство Госдумы такие законы не примет. Значит, это должно стать задачей следующего состава российского парламента, который будет избран в 2021 году. А сверхциничная «деофшоризация» по-силуановски должна стать для российских избирателей еще одним доводом за то, что эту власть пора менять.

 
www.izhevskinfo.ru