Нефть, медицину и образование – народу!

 
 
Парламентские слушания на тему: "О законодательных мерах по поддержке промышленного развития в Российской Федерации" Печать

В декабре 2008 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялись парламентские слушания на тему: "О законодательных мерах по поддержке промышленного развития в Российской Федерации". После слушаний мы попросили Председателя Комитета Государственной Думы по промышленности Юрия Дмитриевича Маслюкова ответить на наши вопросы. 


Уважаемый Юрий Дмитриевич! Судя по выступлениям участни-ков заседания, понимание необходимости принятия закона о промыш-ленной политике в Правительстве и Госдуме уже существует. В чем со-стоит смысл этого закона?
Вы, конечно, видите, что мы возвращаемся в хорошо забытое прошлое и не только недавнее, но и давнее. Начинаем вспоминать, что первый в Рос-сии закон о промышленности был принят еще при Николае I. Его очень ин-тересно и сейчас почитать, потому что он чрезвычайно актуален. Вот там есть всё, там есть льготы, там есть преференции, там есть понимание роли промышленности в развитии страны.
Но мы, к сожалению, переживаем другой период. Из нашего лексикона вытравлено понятие промышленности, вообще нет такого понятия. Возьмите федеральный бюджет. Там нет слова "промышленность". Есть раздел бюдже-та "национальная экономика", и там где-то внутри его что-то перепадает промышленности.  
У нас нет отраслей промышленности. Это понятие фактически запре-щено. Сегодня нам рассказывали про отраслевой контракт, а отраслей нет. Вместо понятия "отрасль" ввели понятие "вид производства".
Поэтому возникает первый вопрос, который мы поставили в этом про-екте закона, вернуть понятие "промышленность". Если мы его не вернём, мы просто не знаем, о чём мы говорим. Что такое, скажем, стаканы и блюдца или чашки? Это промышленность или нет? Что такое одежда? Это промышлен-ность или нет, или просто производство? А ботинки, а кожа? А я уж не гово-рю обо всех остальных вещах, которые нас окружают. Надо вернуть понятие "промышленность".
И мы очень строго прописали в этом законе, что в Концепции долго-срочного социально-экономического развития Российской Федерации, кото-рую сейчас дорабатывает Министерство экономического развития вместе с другими министерствами, должен быть раздел промышленности. Это нова-ция. 

Чем Вы можете объяснить, что принятие закона о промышленной политике так затянулось?
Только непониманием роли промышленности в современной экономи-ке. Промышленная политика – это формирование целей и принципов разви-тия ключевого сектора экономики, это определение роли государства в этом развитии. 
Один из вариантов закона, который был предложен Российским сою-зом промышленников и предпринимателей, пролежал в Госдуме без рас-смотрения более пяти лет. Сдвинуть с места проблему удалось только в этом году, когда в Думе был образован Комитет по промышленности. 
Я очень благодарен тем людям, которые уже много лет, во всяком слу-чае, десять лет - это точно, занимаются этой проблемой, потому что она уже перезрела, это уже нарыв, понимаете?
Я внимательно читал проект закона, который подготовил комитет Тор-гово-промышленной палаты. Я очень внимательно читал все стратегии, кото-рые подготовило наше профильное министерство. Мы готовили наш закон с группой депутатов. Мы внимательно изучили всё, что сделали в Торгово-промышленной палате и в Российском союзе промышленников и предпри-нимателей. Мы старались учесть то хорошее, что было во всех этих докумен-тах. Мы не противопоставляем всем тем, кто предложил другие варианты. Мы старались учесть лучшее. 
Так и дальше будем работать. Мы - ваши слуги, мы в вашем распоря-жении, ваши разумные предложения будут приниматься и если не сейчас, то ко второму чтению мы будем их обязательно пускать в дело. 

Юрий Дмитриевич! В своем выступлении на заседании Вы выра-зили озабоченность отсутствием в Правительстве стройной системы управления промышленностью. Прокомментируйте, пожалуйста, этот тезис.  
В ходе реформ вместе с понятиями "промышленность" и "отрасль" мы потеряли ещё одно - мы потеряли центр принятия решений. Что такое разви-вать промышленность в такой державе, которая раньше была 1/6, но теперь пусть 1/8 Земного шара? 
Мы много рассуждаем об энергетике, об энергетической программе. Но никому не пришло в голову мысль сопоставить нужды энергетики с воз-можностями нашего машиностроения. Сможем ли мы сможем это сделать? Явно не сможем. Тогда кто-то должен сказать: а что мы можем купить? А мы не можем купить ничего. Мы можем купить отдельные установки, и то бли-же к Китаю, потому что Запад, "Сименс" и все остальные наши партнёры за-няты сейчас собственными проблемами энергетики. Она и у них является оп-ределяющей. 
Возьмем прогноз развития, который готовит Минэкономразвития Рос-сии вместе с нашими уважаемыми коллегами из Минпромторга. Там тоже нет слова "промышленность", там есть какие-то стратегии. Я не поленился и прочитал все 18 стратегий. И во всех этих стратегиях я увидел только общие фразы.
Например, в судостроении в течение двух лет предполагалось создать новые сухие доки и модернизировать все старые. Два года уже прошло, но до сих пор не принято решение, что же надо модернизировать или строить, где надо строить. В результате, еще ничего даже не спроектировано. 

Какие проблемы необходимо решить в промышленности в ходе перехода на инновационное развитие?
Мы ставим вопрос о том, что нам необходимо станкостроение. Как промышленность может развиваться без станкостроения? Мы были вторые в мире по количеству производимых станков, сегодня делаем станки по методу отвёрточной сборки, как автомобили 4 года тому назад. То есть наш конст-руктор сидит, думает, хорошо бы сделать такой станок, делает станину и за-тем определяет где и что купить. Всё, что входит в станок, начиная от шпин-деля и заканчивая гидросистемой, системой управления, вплоть до шланга, в котором кабель прокладывается, - это всё покупается за рубежом. 
В свое время в стране около 150 заводов построили для того, чтобы все делать у себя. Получилось так, что они попали в тот период, когда их просто уничтожили, раскупили, распродали. 
Сегодня у нас нет современных систем управления станками, никто по-человечески их не делает. Есть только одно небольшое предприятие в Ногин-ске, но оно все делает на импортной комплектации. У нас нет своей электро-ники. У нас нет своего приборостроения. 
Сегодня мы не знаем, что такое станок, мы не умеем с ним "разговари-вать". Чтобы сделать хороший станок, надо встать на его место и понять, что ему нужно, как отрегулировать биение шпинделя, как его восстановить. Нужно понимать, как компенсировать износ станины, как компенсировать все остальные точностные параметры станка с помощью системы управле-ния. Нужно знать, как это дело сделать.
Второй вопрос. Почему мы не ценим и не бережем наш рынок? Почему идеологи нашего экономического развития ни разу не поставили вопрос, что импортозамещение - это одна из важнейших задач нашего общества? 
Видите ли, мы встраиваемся в международную систему мирохозяйст-венных связей. Помните, как Гайдар говорил нам: зачем нам армия, зачем приборостроение, зачем электроника? Вот сейчас выяснилось, зачем.
Сегодня Министр обороны, господин Сердюков, уже говорит: вы знае-те, у нас же нет элементной базы. Я настаиваю на том, что нам её нужно по-купать для военной техники, для системы управления. Я настаиваю на том, что её нужно покупать за границей. Это министр обороны говорит. 
А мы с вами, что говорим? А мы ничего не говорим. Мы слушаем. Нам необходим закон, в котором решаются вопросы импортозамещения и под-держки внутреннего рынка.

Критики законопроекта упрекают авторов в том, что он деклара-тивен, не конкретен, не содержит изменений в налогообложении пред-приятий.
Да. Я согласен, что, скажем, не прописан там вопрос о том, чтобы с 2009 года ликвидировать НДС как таковой, хотя бы для тех, кто работает на экспорт. Хорошо было бы это сейчас записать. Запишем позже. Но, давайте, сегодня определим самое главное, где наша структура управления и какова наша государственная политика в промышленности.
И кто бы мне чего не говорил, что в этом законе ничего нет, я вам ска-жу, что там есть самое главное. Мы возвращаем право промышленности на существование. Тем самым мы помогаем и нашему уважаемому министерст-ву. Но самое главное, мы помогаем промышленности, которая, действитель-но, представляет альтернативу всей нефти, газу, металлам и химии, которы-ми мы торгуем сегодня.
Только на основе развития промышленности можно говорить о дивер-сификации, каком-то параллельном развитии нашего валового внутреннего продукта, его увеличении, переходе на инновационное развитие.

Юрий Дмитриевич! Сегодня в одном из выступлений было выска-зано предложение о заключении государственных контрактов. Что это такое?
Действительно, прозвучало предложение: давайте, будем заключать го-сударственный контракт. Давайте! Но мы же с вами ушли из этого времени лет 18 назад. У нас же был государственный контракт. Это был государст-венный план. Государственный план доводился до министерства, министер-ство доводило его до предприятий. Предприятия доводили до своих струк-турных подразделений. 
Сейчас для того, чтобы преодолеть неувязки в различных отраслях экономики в связи с отсутствием центров принятия решений, нужно что-то типа Госплана. Пусть это будет индикативное планирование, пусть это будет предметное планирование, пусть это будет идеологическое планирование. Как ни назовите, но разве может наша страна с ее гигантскими пространст-вами жить, если мы не сбалансировали все наши потребности, все наши воз-можности с возможностями государства, в том числе и с финансовыми ре-сурсами? Вот для этого нам нужен закон. Мы должны хотя бы обозначить эти цели. А дальше, конечно, нужно прибегать к конкретике, и конкретикой нужно заниматься. 
Очень важную роль в развитии инноваций я отвожу нашему военно-промышленному комплексу. Сейчас Военно-промышленная комиссия при Правительстве стала федеральным центром, которому подчиняются многие предприятия, во всяком случае, тысячи предприятий.
Сейчас мы создаём корпорации в военно-технической области, в том числе "Ростехнологии". А с учётом ещё и авиационной, судостроительной корпораций, корпорации нанотехнологий и других мы начинаем как-то при-выкать к тому, что, может быть, проблема-то станет управляемой. И эти все вопросы управления тоже нуждаются в законодательной поддержке.

Изучался ли международный опыт в ходе работы над законом о промышленной политике?
Конечно, изучался. Приведу вам в пример Германию. Там ни одно ми-нистерство, не согласовав с профильным комитетом парламента, не пред-ставляет на утверждение канцлеру постановление правительства. С другой стороны, ни один комитет бундестага, не согласовав с профильным мини-стерством, не предлагает ни один законопроект для утверждения парламен-том. Я думаю, что это правильная политика. 
Изучался опыт и других государств. Мы должны посмотреть как его использовать. Кстати, мы ведь включили в законопроект национальный про-мышленный совет и ежегодный доклад о положении в промышленности. За-писали не от дурости и не от того, что нечего было записать. Это реальные инструменты парламентского контроля. Появление мощного надведомствен-ного органа позволит оперативнее решать многие вопросы, снимать разно-гласия между министерствами. 
 
 Юрий Дмитриевич! Глобальный экономический кризис докатился и до нашей страны. В него втягивается и промышленность России. Как на это реагирует Комитет Госдумы по промышленности?
Мы создали рабочую группу в нашем комитете в составе шести депута-тов, которая изучает сейчас ситуацию на предприятиях и в регионах. Изуча-ет, как этот тромб, о котором говорил в своем послании Президент России Д.А.Медведев, устраняется, ликвидируется. 
Сегодня на наши слушания мы пригласили много руководителей про-мышленных предприятий, представителей промышленных территорий, фе-деральных органов власти. По итогам слушаний будут подготовлены реко-мендации, на основе которых мы вместе с Правительством будем совершен-ствовать законодательство. 

Какие меры надо предпринять в промышленности, чтобы не до-пустить разрушительных последствий экономического кризиса?
В первую очередь необходимо разрушить сложившуюся в министерст-вах общую обстановку благополучия. Президент России говорит: надо эти тромбы, которые образовались в финансово-проводящей системе, как-то прошибить, продавить или ликвидировать.
Это можно сделать. Во-первых, нужно сегодня весь госзаказ, который есть, в этом году оплатить. Во-вторых, в этом году уже выдать деньги под госзаказ 2009 года на закупку материалов и комплектации, проследить чтобы эти средства дошли до предприятий - производителей сырья и материалов, комплектующих изделий. Пришли к тем же металлургам, химикам, нефтехи-микам, другим товаропроизводителям.
Члены фракции КПРФ говорили об этом Председателю Правительства В.В.Путину. Надо сказать, что он с пониманием к отнёсся этому и сказал: "Да, это правильно". 
Самое главное, деньги, которые выделены банкам, а это триллионы рублей, разошлись поверху. Сегодня вопрос предоставления "откатов", кор-рупция начинают вылезать, как "шило из мешка". 
Есть министерство промышленности и торговли. Казалось бы, пришел промышленник в министерство и решил финансовый вопрос. А может мини-стерство в его сегодняшнем качестве решить этот вопрос? Нет, не может.
Надо идти в банк. В то же время есть идея уничтожить 500 или 600 банков. Ну, давайте, уничтожим. Но я же кредитуюсь в этом банке. Мне надо 15-го числа зарплату платить. Куда я денусь? Значит, я пойду под любые ус-ловия, потому что у меня же есть рабочий класс. 
Далее. Правильную мысль сегодня высказал один из участников слу-шаний. Зачем надо сокращать объёмы производства? Давайте мы тот госре-зерв, который уже проели, воссоздадим. Там совершенно нет ни нефти, ни топлива, ни материалов, ни комплектующих, ни продукции. Не дай Бог, что-то случится... 
Мы сегодня в Правительстве обсуждали вопросы по уничтожению хи-мического оружия. Выяснилось, что у нас нет в достаточном количестве пре-паратов и антидотов для того, чтобы защитить гражданское население, воен-ных. Каждый регион должен быть укомплектован в полном объёме. Нужно, чтобы были все средства защиты или хотя бы первоочередные. Обязательно нужно заказать и сделать. Это же загрузка предприятий. Если внимательно посмотреть другие государственные нужды, можно найти еще несколько ис-точников для загрузки промышленности. 
Как я уже говорил, побольше конкретики и будет результат.

 
www.izhevskinfo.ru