Согласно данным Росстата в период с января по июль 2023 года Удмуртская Республика перечислила в федеральный бюджет (!) более 140 млрд рублей. При этом в самой Удмуртии за тот же период осталось лишь менее 50 млрд рублей. Такой дисбаланс — результат бюджетной политики.
Сейчас лишь у Удмуртии долговая нагрузка превышает 100%, заявил старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин.
Почти три четверти налогов просто уходят из Удмуртии «федералам». И это шестой показатель по России. Больше нас налогов в процентном соотношении перечисляют в федеральный центр лишь ХМАО-Югра – 82,9% консолидирован, ЯНАО – 80,7%, Оренбургская область – 80,3%, НАО – 77,8% и Коми – 75,6%. Удмуртия перечисляет более 74% налогов, собранных на своей территории.
При этом в Удмуртии не решен вопрос с дефицитом бюджета и госдолгом. По данным республиканского Минфина, на 1 сентября 2023 года государственный долг Удмуртии составил 72 млрд 791 млн рублей. Другими словами, госдолг Удмуртии больше, чем поступления в республиканский бюджет за последние 7 месяцев.
Доцент кафедры «Экономика и финансы» ИжГТУ Софья Широбокова называет продолжающийся рост госдолга республики «путем в никуда от безысходности». «Нужно понимать, что есть еще долги муниципалитетов, а они все глубоко дотационные. Если республика не поможет, им нечем отдавать их. Нельзя делать вид в этой ситуации, что все нормально. Один только пример: за 2022 год налог на прибыль, поступающий в бюджет республики, упал на 20% по сравнению с 2021 годом. Существенную часть этого налога платят наши нефтяники. Сейчас из-за санкций их доходы снизятся. Без пересмотра межбюджетных отношений и роста пропорций налоговых отчислений в бюджет Удмуртии проблему роста госдолга не решить», — отмечает эксперт.
Безусловно таковы положения Бюджетного кодекса России. Сейчас к федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (от нефте- и газодобывающих предприятий). К региональным относятся лишь три налога: транспортный, налог на имущество и игорный бизнес.
Тем не менее, Башкирия перечисляет в федеральный бюджет за тот же период 38.9% поступивших налогов, Татарстан 57.3%, а Ульяновская область и вовсе перечисляет в «центр» лишь 24%. Что не так с нашей Республикой? За что такое «счастье» Удмуртии, имеющей рекордный госдолг — непонятно.
Конечно, о серьёзном дисбалансе при отчислении налоговых поступлений говорят в самых высоких кабинетах. Но дело в том, что проблема то не решается. Да, быть может в ближайшем будущем Удмуртии выделят дотацию, чтобы сбалансировать бюджет, но проблему системно это не решит.
А решить эту проблему системно удастся лишь с пересмотром распределения налогов в пользу региональных бюджетов. К сожалению, власть не готова делиться «федеральным куском налогового пирога». А это приведёт просто к скатыванию таких регионов как Удмуртия в долговые ямы и полную зависимость от федерального центра.
КПРФ в Госдуме предлагали оставлять 40% доходов от НДС в регионе, но коммунистов тогда жестко и необоснованно раскритиковали, попутно обвиняя в сепаратизме.
КОММУНИСТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ!
А мы напоминаем, что ещё при принятии республиканского бюджета на 2023 год от имени фракции КПРФ в Госсовете выступал Юрий Балахонцев, говоря о проблемах республиканского бюджета и заявляя о его слабых местах.
Юрий Анатольевич заявлял, что: «В обсуждаемом бюджете мы не видим ни понятной стратегии, ни ясных приоритетов. Это попытка в полностью изменившейся ситуации, в санкционных условиях, сохранить старую систему формирования бюджета, в надежде, что в следующем году сложности уйдут сами по себе и будет как прежде. Как прежде уже не будет.
Структурно мы видим все то же самое, что и в предыдущих бюджетах. Бюджет свёрстан что называется «на поддержание штанов», впрочем, и эту задачу Удмуртия рискует не выполнить. «Лучшая экономическая команда страны», как называют ее некоторые эксперты, легко жонглируют цифрами и понятиями, чтобы убедить и нас, и себя, что с бюджетом все хорошо. Бюджет с гордостью называют социально направленным, но что за этим кроется? Львиная доля расходов – это зарплаты бюджетников, коммунальные платежи и выплата пособий. Это защищенные статьи бюджета, за неисполнение которых федералы голову снимут.
А где же развитие? Где крупные, а главное реально прорывные инвестиционные проекты, которые могли бы повысить уровень жизни наших граждан? Хотелось бы увидеть их не только в красивых презентациях, но и в расходной части бюджета.
Бюджет на 2023 год не решит ни одной серьезной региональной проблемы. Это значит, что ровно через год депутаты Госсовета Удмуртии вновь будут сидеть у разбитого корыта, голосовать за новый коммерческий кредит на зарплату бюджетникам и пытаться с улыбкой на лице заявлять о социальной направленности бюджета… Нам часто говорят, что кризис — это время возможностей. Коллеги, это не так. Кризис — это возможность для тех, кто к нему готов. А готова ли к нему Удмуртия?».
Первостепенное внимание — поддержке и развитию регионов. КПРФ выступает за необходимость проведения глубокого государственного аудита экономического потенциала регионов. Через работу Госплана восстановить и обновить технологические цепочки. Чётко сформулировать подходы к распределению народонаселения по территории России. Уделить самое серьёзное внимание развитию регионов.
Из Программы КПРФ «20 неотложных мер по преображению России».