Удмуртия «кормит» Москву?

Удмуртия «кормит» Москву?

Согласно данным Росстата в период с января по июль 2023 года Удмуртская Республика перечислила в федеральный бюджет (!) более 140 млрд рублей. При этом в самой Удмуртии за тот же период осталось лишь менее 50 млрд рублей. Такой дисбаланс — результат бюджетной политики.

Сейчас лишь у Удмуртии долговая нагрузка превышает 100%, заявил старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин.

Почти три четверти налогов просто уходят из Удмуртии «федералам». И это шестой показатель по России. Больше нас налогов в процентном соотношении перечисляют в федеральный центр лишь ХМАО-Югра – 82,9% консолидирован, ЯНАО – 80,7%, Оренбургская область – 80,3%, НАО – 77,8% и Коми – 75,6%. Удмуртия перечисляет более 74% налогов, собранных на своей территории.

При этом в Удмуртии не решен вопрос с дефицитом бюджета и госдолгом. По данным республиканского Минфина, на 1 сентября 2023 года государственный долг Удмуртии составил 72 млрд 791 млн рублей. Другими словами, госдолг Удмуртии больше, чем поступления в республиканский бюджет за последние 7 месяцев.

Доцент кафедры «Экономика и финансы» ИжГТУ Софья Широбокова называет продолжающийся рост госдолга республики «путем в никуда от безысходности». «Нужно понимать, что есть еще долги муниципалитетов, а они все глубоко дотационные. Если республика не поможет, им нечем отдавать их. Нельзя делать вид в этой ситуации, что все нормально. Один только пример: за 2022 год налог на прибыль, поступающий в бюджет республики, упал на 20% по сравнению с 2021 годом. Существенную часть этого налога платят наши нефтяники. Сейчас из-за санкций их доходы снизятся. Без пересмотра межбюджетных отношений и роста пропорций налоговых отчислений в бюджет Удмуртии проблему роста госдолга не решить», — отмечает эксперт.

Безусловно таковы положения Бюджетного кодекса России. Сейчас к федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (от нефте- и газодобывающих предприятий). К региональным относятся лишь три налога: транспортный, налог на имущество и игорный бизнес.

Тем не менее, Башкирия перечисляет в федеральный бюджет за тот же период 38.9% поступивших налогов, Татарстан 57.3%, а Ульяновская область и вовсе перечисляет в «центр» лишь 24%. Что не так с нашей Республикой? За что такое «счастье» Удмуртии, имеющей рекордный госдолг — непонятно.

Конечно, о серьёзном дисбалансе при отчислении налоговых поступлений говорят в самых высоких кабинетах. Но дело в том, что проблема то не решается. Да, быть может в ближайшем будущем Удмуртии выделят дотацию, чтобы сбалансировать бюджет, но проблему системно это не решит.

А решить эту проблему системно удастся лишь с пересмотром распределения налогов в пользу региональных бюджетов. К сожалению, власть не готова делиться «федеральным куском налогового пирога». А это приведёт просто к скатыванию таких регионов как Удмуртия в долговые ямы и полную зависимость от федерального центра.

КПРФ в Госдуме предлагали оставлять 40% доходов от НДС в регионе, но коммунистов тогда жестко и необоснованно раскритиковали, попутно обвиняя в сепаратизме.

КОММУНИСТЫ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ!

А мы напоминаем, что ещё при принятии республиканского бюджета на 2023 год от имени фракции КПРФ в Госсовете выступал Юрий Балахонцев, говоря о проблемах республиканского бюджета и заявляя о его слабых местах.

Юрий Анатольевич заявлял, что: «В обсуждаемом бюджете мы не видим ни понятной стратегии, ни ясных приоритетов. Это попытка в полностью изменившейся ситуации, в санкционных условиях, сохранить старую систему формирования бюджета, в надежде, что в следующем году сложности уйдут сами по себе и будет как прежде. Как прежде уже не будет.

Структурно мы видим все то же самое, что и в предыдущих бюджетах. Бюджет свёрстан что называется «на поддержание штанов», впрочем, и эту задачу Удмуртия рискует не выполнить. «Лучшая экономическая команда страны», как называют ее некоторые эксперты, легко жонглируют цифрами и понятиями, чтобы убедить и нас, и себя, что с бюджетом все хорошо. Бюджет с гордостью называют социально направленным, но что за этим кроется? Львиная доля расходов – это зарплаты бюджетников, коммунальные платежи и выплата пособий. Это защищенные статьи бюджета, за неисполнение которых федералы голову снимут.

А где же развитие? Где крупные, а главное реально прорывные инвестиционные проекты, которые могли бы повысить уровень жизни наших граждан? Хотелось бы увидеть их не только в красивых презентациях, но и в расходной части бюджета.

Бюджет на 2023 год не решит ни одной серьезной региональной проблемы. Это значит, что ровно через год депутаты Госсовета Удмуртии вновь будут сидеть у разбитого корыта, голосовать за новый коммерческий кредит на зарплату бюджетникам и пытаться с улыбкой на лице заявлять о социальной направленности бюджета… Нам часто говорят, что кризис — это время возможностей. Коллеги, это не так. Кризис — это возможность для тех, кто к нему готов. А готова ли к нему Удмуртия?».

Первостепенное внимание — поддержке и развитию регионов. КПРФ выступает за необходимость проведения глубокого государственного аудита экономического потенциала регионов. Через работу Госплана восстановить и обновить технологические цепочки. Чётко сформулировать подходы к распределению народонаселения по территории России. Уделить самое серьёзное внимание развитию регионов.
Из Программы КПРФ «20 неотложных мер по преображению России».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *