17 ноября депутаты фракции КПРФ в Госдуме приняли участие в обсуждении вопроса «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (третье чтение). Выступил депутат КПРФ А.В. Куринный.
Куринный А. В., фракция КПРФ:
— Уважаемые коллеги, после второго чтения итоговые цифры государственного финансирования здравоохранения практически не изменились, они у вас на экране, точно так же по отношению к ВВП страны: 3,7 процента — 2024 год, 3,6 процента — 2025-2026 год. Это в полтора раза ниже, чем в странах со сходным уровнем экономического развития.
Распределение госрасходов на здравоохранение на душу населения по ППС даёт ещё более неприглядную картину: в России в два раза меньше финансирование на душу населения государственного здравоохранения.
При таком государственном финансировании невозможно обеспечить качественную и доступную медицинскую помощь. Почему? Нет финансирования — нет адекватного обеспечения лекарственными препаратами. Мы об этом дискутировали полтора дня назад. По отношению к референтным странам госзатраты на обеспечение лекарствами в амбулаторных условиях в России в два с половиной раза ниже. Остальное — за свой счёт. Кто может, покупает, кто не может, получается, умирайте.
Данные медико-экономического анализа, основанного на корректной математической модели, говорят о том, что недостаточное финансирование лекарственного обеспечения только для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и хроническим гепатитом C приводит к потере 50 тысяч жизней россиян ежегодно. При этом реальные потери бюджета исчисляются триллионами рублей, мы об этом уже говорили.
«ЕДИНОЙ РОССИИ» удалось получить у правительства разрешение только на одну десятую от необходимой потребности. Кто ответит за жизни людей, которых можно было спасти, но они не будут спасены, потому что погибнут? Потому что ведущая партия не смогла отстоять даже те цифры, которые публично озвучивала перед президентом в марте этого месяца.
Нет финансирования — нет адекватной заработной платы медицинских работников. Несмотря на декларируемые успехи, реальная заработная плата врачей выросла с 2013 года только на 20 процентов, а среднего персонала — только на 9, при этом имеется в виду и нарастающий кадровый дефицит. Без кадров никакие прочие вложения эффекта не дают.
Мы предлагали во втором чтении направить непонятный резерв на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации в Фонде обязательного медицинского страхования, это 100 миллиардов рублей на решение самой острой кадровой проблемы здравоохранения.
Была ссылка на то, что резерв идет на выплаты медработникам военных госпиталей, на то, что это надо новым территориям, но по факту вы можете посмотреть, что на эти цели в 2024 году отдельной строкой средства предусмотрены. И 100 миллиардов — это фактический резерв правительства на неясные цели в условиях крайне сложной, а в некоторых регионах катастрофической ситуации с кадрами. Нет финансирования, растут собственные затраты граждан на здравоохранение. И каждый год, несмотря на кризисы, этот рост наблюдается. Граждане тратят уже более 2 триллионов рублей из своих карманов на обеспечение той помощи, которая должна быть обеспечена им бесплатно. Кто может себе позволить лечиться за деньги, тот и лечится. А что делать с остальными?
Ну и наконец, нет финансирования, нет возможности обеспечить доступность и качество медицинской помощи в целом. Затраты, которые мы сегодня предусматриваем, фактически закладывают основы той самой оптимизации, это то самое сокращение, которое в итоге мы имеем. В этом зале начинается оптимизация. А это минус учреждения, минус специалисты, минус лекарства и расходные материалы, а в итоге минус человеческие жизни, о чём только что с пафосом говорил Андрей Михайлович.
Нам предлагают за это проголосовать, мы не можем проголосовать за этот бюджет, хотя, безусловно, и фонд, и министерство профильное являются заложниками проводимой в России порочной социальной политики.